27 Апреля 2022
В марте 2022 года об уходе с российского рынка объявили несколько крупных поставщиков программного обеспечения, в числе которых Oracle и SAP, которые разрабатывают софт для автоматизации производства, в том числе в сфере ТОиР (EAM). Никто не хочет оказаться без поддержки и обновлений приобретенных ранее систем, от которых зависят основные бизнес-процессы компаний. Встал вопрос: как быть? Насколько распространена практика импортозамещения? И в чем риски «переезда» на отечественное ПО? А что делать тем, кто еще только выбирает решение для автоматизации — есть ли достойная альтернатива импортным системам?
Сложно работать в ситуации, когда рушатся несколько процессов одновременно. В условиях, когда «хромает» логистика, меняются рынки сбыта и поставок очень важно сохранить «островок стабильности» — не допустить сбоев производственных процессов. Производство — точка опоры. Поэтому сейчас как никогда важно обеспечить поддержание производственных фондов в эксплуатационном состоянии.
Для кого-то важно не растерять отдачу от инвестиций, уже вложенных в строительство и модернизацию. Кому-то важно закрепить возможность увеличения производительности труда и повышения эффективности ремонтных и производственных служб, отвечающих за качество эксплуатации. Для всех без исключения важно оптимизировать расходы. Все эти цели объединяет одно: улучшение управления ТОиР, в том числе за счет автоматизации и внедрения EAM-систем*. Это — путь к сохранению активов.
* EAM-система — система для управления материальными активами предприятия (Enterprise Asset Management). Предназначена для автоматизации бизнес-процессов учета, технического обслуживания и ремонта основных фондов. Использование EAM-системы дает возможность уменьшения простоев оборудования, сокращения затрат на техобслуживание, ремонты и материально-техническое обеспечение (МТО).
Ситуацию осложняет тот факт, что российские предприятия более не могут полагаться на импортные EAM-решения для автоматизации работы производственных и эксплуатационных служб.
Но действительно ли импортные решения, как мы привыкли считать, «во всем» превосходят отечественные? Пора расставить точки на «i».
Сегодня крупный и средний бизнес активно занимается оценкой возможностей и рисков перехода на российское ИТ-оборудование и программное обеспечение. Каждый стремится просчитать, что и под какие задачи можно использовать в своей ИТ-инфраструктуре. Разговоры про импортозамещение из «страшилок» будущего превратились в конъюнктуру настоящего. И, по меткому выражению Льюиса Кэррола, «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!»
На импортозамещении, определенно, следует сосредоточиться тем тысячам предприятий, у которых еще нет систем автоматизации ТОиР.
Кстати, следует учесть, что импортозамещение началось не сегодня, это — устойчивый тренд последних лет. Российские компании могли и раньше покупать отечественное программное обеспечение вместо западного. И многие из них уже получили преимущество в этом вопросе.
Например, несмотря на существование таких «монстров индустрии», как SAP и Oracle, в России активно развиваются и внедряются ERP-решения на платформе 1С. А в качестве системы, которую выбирают и рекомендуют для автоматизации управления ремонтами и обслуживанием оборудования, выступает 1С:ТОИР 2 КОРП. Система полностью отвечает требованиям современного подхода к ведению учета активов и к настоящему моменту внедрена на сотнях предприятий страны.
1С:ТОИР позволяет сформировать реестр оборудования и других активов предприятия, вести их учет, управлять работами по плановым и неплановым ремонтам, отслеживать качество исполнения работ, планировать ремонты и ТО и составлять графики планово-предупредительных ремонтов, использовать комбинированную стратегию управления ремонтами для разных активов (ППР, «по состоянию», риск-ориентированный подход для управления ремонтами критичного оборудования), оценивать эффективность выполненных работ, легко формировать отчеты по результатам.
Есть ли эффект от внедрения? Возможно, вы удивитесь, ведь цифры впечатляют. Компания «Деснол Софт» — российский центр компетенций по цифровизации процессов управления активами — проанализировала экономический эффект автоматизации ТОиР на разных проектах в России с 2018 по 2021 год. Подсчитано в целом более 60 показателей по организациям и предприятиям разных отраслей.
Средние показатели эффективности внедрения решений линейки 1С:ТОИР
20% — Сокращение времени подбора и поиска информации по ремонтам и их стоимости
30–70% — Ускорение получения управленческой и регламентированной отчетности
10–30% — Ускорение обработки заявок (заказов на ремонт)
10–50% — Сокращение сроков исполнения заявок (заказов на ремонт)
10–22% — Снижение простоев
35–54% — Повышение коэффициента готовности оборудования
59–80% — Рост оборачиваемости складских запасов
20% — Сокращение страховых запасов ТМЦ
15% — Сокращение себестоимости ремонтов
10–15% — Сокращение операционных и административных расходов
10% — Сокращение производственных издержек
15% — Сокращение трудозатрат в подразделениях ТОиР
20–35% — Рост производительности труда
Итак, когда мы говорим об «импортозамещении», мы должны признать, что импортозамещение в области использования ПО на производстве уже происходит, причем не первый год.
Результатов удается добиваться упорным трудом и не сразу: автоматизация процессов длится в среднем от 7 до 9 месяцев, цифровая трансформация предприятия, которая охватывает не только процессы, но и людей, занимает дополнительное время.
Однако результаты лидеров отрасли впечатляют. Вот несколько примеров.
Согласно оценке западного агентства The Society for Maintenance & Reliability Professionals (SMRP), изложенной в одном из общедоступных отчетов, ожидаемый процент сокращения длительности неплановых простоев оборудования в результате внедрения EAM-системы составляет 30–40%. А вот ритейлер «Магнит», внедривший 1С:ТОИР 2 КОРП в своей розничной сети федерального масштаба, еще в 2019 году показал сокращение простоев на 60%!
Другой пример. Иркутская нефтяная компания, внедрив 1С:ТОИР и проработав в системе несколько лет, в 2018 году показала рост КТГ (коэффициента технической готовности) компрессорного оборудования на 54% (с 45 до 99%), а насосного оборудования — на 33% (с 65 до 98%). При этом средний показатель, на который ориентирует нас западное консалтинговое агентство A.T. Kearney, — 17%.
Ну и более свежий пример. Компания «Сумитек Интернейшнл» также использует 1С:ТОИР уже в течение нескольких лет, и в 2021 году она среди прочих показателей эффективности в результате автоматизации фиксирует снижение объемов материальных запасов (складских запасов) на 31%, в то время как аналогичный средний показатель от консалтингового агентства A.T. Kearney, — 21%.
Итак, мы приходим к выводу, что понятие «импортозамещение» постепенно сменяется понятием «импортонезависимость». И смысл импортонезависимости — в создании внутреннего производства качественной и востребованной продукции, в том числе благодаря развитию информационных технологий.
Что еще важно понимать: движение в сторону импортонезависимости — долгосрочный тренд. Поэтому тот, кто включается в этот процесс раньше, раньше получит «точку опоры», сохранит производство и, более того, обретет конкурентные преимущества.
Эксперты утверждают: у заказчиков не будет сложностей с развитием программных продуктов, имеющих российское происхождение, тогда как пользователи западных решений находятся в зоне риска, будучи отрезанными от поддержки вендора (разработчика). Отечественные решения дешевле зарубежных аналогов, хотя не уступают им по функционалу, а зачастую — особенно там, где требуется соответствие специфическим российским процессам, — даже выигрывают у них.
Российские владельцы бизнеса (в том числе наши деловые партнеры) называют следующие достоинства отечественных ИТ-решений для производства.
Обратите внимание, слово «безопасность» прозвучало в этих ответах несколько раз. И это неслучайно. Давайте представим, что некое импортное ПО «заблокировано» в России и не получает обновлений. Что это значит? В первую очередь, обновления исправляют программные ошибки предыдущей версии. Программный код — сложная штука. Не существует идеального ПО: в каждой новой версии возникают «баги», которые разработчики выявляют и устраняют в последующих версиях. Кроме того, обновления решают проблемы безопасности и закрывают уязвимости. Таким образом, если вы отключены от обновлений, резко возрастает риск взлома. Если вы остаетесь «один на один» с вашей импортной системой, исправлять программные ошибки и закрывать уязвимости нужно будет самостоятельно. А это весьма непросто, требует доступа к исходному коду и компетентных дорогостоящих специалистов…
В результате возникает парадокс: информационная технология, которую вы приобретали для развития вашего предприятия, начинает… тормозить это развитие или, что еще хуже, этому развитию угрожать.
Поэтому лучше видеть в импортозамещении не проблемы, а возможности. Переход на отечественное ПО неизбежен, и крайне важно не относиться к этому формально, а видеть в этом стимул для развития. Импортонезависимость отлично совмещается с инновациями.
Если в вашем активе уже есть импортное ПО для управления ТОиР, переход возможен. Но при этом нужно учесть несколько моментов, преодолеть которые поможет лишь опытный интегратор. Специалисты компании «Деснол Софт», разработавшие 1С:ТОИР 2 КОРП и выполнившие не один проект миграции с разных систем, отмечают следующие «трудности перехода».
Важно понимать, что миграция с импортного решения на отечественное — не просто переустановка ПО. Миграция на новое программное обеспечение — это сложный процесс, которые требует временного ресурса, особенно в компаниях с распределенной структурой, где филиалы физически далеко друг от друга. Невозможно просто нажать на кнопку и сменить один софт на другой.
Нужно учесть риски сбоев информационных систем в период перестройки/миграции. Эти риски учитываются профессионалами. Нужно определить, были ли доработки в импортной системе, каковы они, как они повлияют на передачу данных из одной системы в другую. Для корректной работы специалиста потребуется доступ к заменяемой системе и ее описание (руководство, инструкции). При соблюдении этих и ряда других условий вы сможете добиться более плавного перехода с одной системы на другую.
Одна из основных сложностей состоит в том, что вам нужно перенести данные из «старой» системы в «новую» с минимальными потерями и максимальной точностью. Для этого специалисты «Деснол Софт» обычно проводят исследование системы, с которой происходит миграция, далее они разрабатывают технический проект создания механизма переноса данных, в котором описывается каждое поле и алгоритм его загрузки в 1С:ТОИР. Это весьма кропотливый процесс, который необходим, чтобы не только не потерять данные, но и получить их в новой системе «в нужных местах» и необходимых форматах. Главное — не допустить ущерба для рабочих процессов в период внедрения. Конечно, для снижения рисков регулярно выполняется резервное копирование.
И, наконец, важно не забыть про людей, которые привыкли работать со «старой» системой, и их необходимо переучить. Практика показывает, что это возможно, хотя, конечно, приходится преодолевать некоторые психологические моменты. В «Деснол Софт» наработан значительный опыт проведения тренингов по обучению работе в системе 1С:ТОИР, в ходе которых оттачиваются навыки владения системой. Очень важно не упустить момент подготовки специалистов, т.к. иначе это может стать значительным препятствием для успеха проекта.
Итак, если вы хотите быстро и успешно «переобуться с импортного на отечественное», обращаться надо к тем специалистам, которые уже выполняли подобные проекты и имеют опыт как внедрения ПО, так и миграции с других систем. Идеально, если это будет разработчик того ПО, которое вы внедряете, — именно он знает все нюансы разработанной им системы, сможет обеспечить вам как возможность поддержки, так и влияния на ее последующее развитие.
Есть несколько российских решений, которые предлагают импортозамещающие продукты для управления процессами на предприятиях, но, конечно, в числе безусловных лидеров находятся программы фирмы «1С». На протяжении пяти последних лет выбор в пользу 1С делают даже те компании, кто ранее стремился использовать, например, SAP.
В числе примера можно привести компанию «Сахалин Энерджи», которая и стала одной из первых в России, кто успешно внедрил 1С:ТОИР 2 КОРП для управления непроизводственными активами, а именно, объектами жилой и офисной инфраструктуры на острове Сахалин. Принимая решение о цифровизации в этой области деятельности, компания предпочла решение на платформе 1С немецкому продукту SAP (хотя до сих пор использует немецкую систему в качестве ERP-решения). Проект автоматизации на российской платформе был масштабным, охватил 3 очереди и длился с 2018 по 2022 год. В течение этого периода система 1С:ТОИР 2 КОРП была успешно доработана под требования заказчика, внедрена, дополнена сервис-деском и интегрирована с остальными системами предприятия. Подробнее о проекте и его результатах можно прочитать здесь.
Другой пример — компания «Тольяттикаучук». В 2019 году предприятие перешло в состав ГК ПАО «Татнефть». Смена собственника потребовала определенных мероприятий по цифровой трансформации. Компания была вынуждена отказаться от использования импортной системы Infor EAM (Oracle) и успешно заменила ее на всё тот же 1С:ТОИР 2 КОРП, который ныне интегрирован с системой управления ресурсами предприятия и АСУ ТП. Подробнее о кейсе читайте здесь.
Итак, предприятия окупают затраты на внедрение EAM-систем за счет снижения расходов на ремонт и обслуживание активов, сокращения времени их простоя и уменьшения числа критических сбоев. По сути, это плата за надежность.
О том, что именно необходимо учесть при импортозамещении, как выбрать отечественное ПО , основываясь на 10 вопросах чек-листа, читайте в следующей статье.
Поделиться: