Как Новороссийский Зерновой Терминал автоматизировал управление ремонтами

В работе портового терминала самое важное — скорость и точность. Необходимо быстро и безопасно разгружать прибывшие машины, определять зерно на хранение, а затем отправлять его на погрузку на морские суда. Обязательным условием отличной работы терминала является своевременное выполнение ремонтов. Новороссийский Зерновой Терминал — один из крупнейших в России глубоководных портовых комплексов по перевалке зерновых культур. До начала проекта внедрения решения «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования» на НЗТ необходимый для планирования будущих мероприятий анализ фактически выполненных работ занимал много времени, так как данные необходимо было собирать «с бумаги» и из Excel.

Как Новороссийский Зерновой Терминал автоматизировал управление ремонтами

Большому терминалу — «большая система» 1С:ТОИР

Новороссийский Зерновой Терминал (НЗТ) принадлежит компании «Деметра-Холдинг» — крупнейшему в России вертикально интегрированному зерновому холдингу, объединяющему активы в области транспортной экспортной логистики и трейдинга. Строительство терминала началось в 2004 году. В августе 2007-го была проведена опытная перевалка зерновых культур, и в мае 2008 года НЗТ введен в эксплуатацию. Терминал способен принимать суда длиной до 229 метров, шириной до 38 метров и с максимальной осадкой до 13 метров. Протяженность железнодорожных путей на территории НЗТ составляет 2,5 км, автодорог — 1,5 км.

По оценке компаний-экспортеров, другого терминала по перевалке зерновых культур с сопоставимым качеством услуг в России нет. Именно НЗТ играет ключевую роль в перевалке российского зерна на экспорт.

Инфраструктура комплекса позволяет принимать зерно с автомобильного и железнодорожного транспорта, в распоряжении терминала — собственные глубоководные причалы, силосы, галерея отгрузки зерна на морской транспорт и две судопогрузочные машины мощностью 1 600 тонн в час.

Компании требовалось автоматизировать основные процессы ТОиР и наладить регулярное получение данных и накопление статистики для дальнейшего контроля и управления оборудованием. Этот проект выполнила компания «Деснол Софт» — российский центр компетенций по цифровизации управления активами, разработчик 1С:ТОИР.

— Для того, чтобы запустить процессы, нам понадобилась команда, у которой есть опыт в настройке и внедрении 1С:ТОИР. Компания «Деснол Софт» была выбрана потому, что это не только интегратор, но и разработчик решения, который разбирается в тонкостях внедрения автоматизации и реализовал десятки подобных проектов именно в нашей отрасли. Компания-разработчик всегда максимально глубоко понимает функционал своего продукта и способна предложить самые рациональные решения без лишних доработок и без потери времени. Совместно с коллегами мы проанализировали всю процессную модель 1С:ТОИР и пришли к выводу, что типового функционала системы для автоматизации наших процессов вполне достаточно

Владислав Жуков
управляющий директор НЗТ

Система 1С:ТОИР — это цифровой инструмент, созданный для оптимизации процессов ТОиР. А чтобы приступить к оптимизации, необходимо автоматизировать основные процессы ремонта и обслуживания оборудования, накопить статистику по отказам оборудования, рецидивным дефектам, причинам и периодам простоев.

Классическая методология внедрения 1С:ТОИР предполагает автоматизацию следующих процессов:

  • учет оборудования и нормативов
  • учет показателей эксплуатации
  • планирование ТО и ремонтов
  • управление МТО ремонтов
  • управление персоналом
  • управление нарядами и работами
  • анализ эффективности процессов

Что касается НЗТ, на предприятии было принято решение автоматизировать, в первую очередь, такие процессы как учет оборудования и нормативов, учет показателей эксплуатации, планирование ТО и ремонтов, управление нарядами и работами. То есть первая фаза цифровой трансформации, по решению руководства компании, должна была затронуть именно эти процессы, что позволило бы оперативно наладить планирование и контроль за работой ремонтных бригад, а также создать базу, где будут накапливаться данные для анализа. Для процесса управления персоналом в НЗТ используется информационная система «1С:Зарплата и управление персоналом», с ней и было решено интегрировать 1С:ТОИР. А вот автоматизацию процесса управления МТО ремонтов (что потребует нормализации номенклатуры), а также создание цифровых инструментов для анализа эффективности процессов ТОиР перенесли на вторую фазу проекта.

В задачи проекта входило:

  • сформировать и вести в единой базе реестр эксплуатируемого оборудования, используемой технической документации и историю обслуживания производственных активов
  • обеспечить оперативный доступ к техдокументации по оборудованию и ремонтам
  • в любой момент получать актуальную информацию по выполненным ремонтам и обслуживанию оборудования
  • сократить внутренний документооборот ТОиР на бумажных носителях

— В 2021 году специалисты «Деснол Софт» проводили у нас предпроектное экспресс-обследование бизнес-процессов ТОиР. Оно показало, что цифровизация процессов управления ремонтами на НЗТ позволит повысить эффективность использования инфраструктуры терминала и сократить время технического обслуживания оборудования. Сотрудничество с «Деснол Софт» стало нашим осознанным выбором. Теперь на НЗТ внедрено проактивное обслуживание, нацеленное на предупреждение поломок. Это минимизирует возможные простои оборудования и существенно оптимизирует расходы на ТОиР

Владислав Жуков
управляющий директор НЗТ

Даже типового решения 1С:ТОИР достаточно для автоматизации крупного предприятия

У «Деснол Софт» есть авторская методика реализация проектов. Благодаря накопленному опыту разработчик может ориентироваться на результаты проектов, полученные на подобных производствах, применять лучшие практики и постоянно совершенствовать свою технологию. При внедрении типового функционала «Деснол Софт» реализует проект в оптимально короткие сроки с прогнозируемым результатом.

Команда — залог успеха

Для реализации проекта очень важно правильно подобрать подразделения, которые будут в нем участвовать. В проекте автоматизации ТОиР в НЗТ были задействованы службы главного механика, главного энергетика, АСУ ТП, департамент ИТ. Одним из ключевых элементов успеха проекта является заинтересованность и активное участие в проекте служб — основных пользователей системы.

Внедрение решения 1С:ТОИР на НЗТ началось с подготовки данных для запуска (этап паспортизации), а также этапа, который включал в себя адаптацию системы, интеграцию ее в ИТ-ландшафт предприятия и обучение пользователей. Оба этапа заняли три месяца с октября по декабрь 2021 года, работы велись параллельно. После этого система была запущена в опытно-промышленную эксплуатацию — этот этап продолжался с января до начала апреля 2022 года.

Сколько «узлов» в объектах ремонта? Паспортизация.

В первую очередь, была выполнена «разузловка» (т.е. детализация, декомпозиция) основных средств, данные по которым были перенесены из программы «1С:Бухгалтерия предприятия» в 1С:ТОИР .

В ходе паспортизации специалисты НЗТ при консультационной поддержке экспертов «Деснол Софт» выполнили проверку выгруженной из «1С:Бухгалтерии предприятия» в систему управления ремонтами информации по основным средствам, выполнили разузловку, дополнили карточки объектов ремонта в 1С:ТОИР необходимой технической информацией, которой нет в «1С:Бухгалтерии». Что это за информация? Технологические и заводские номера, производители и графики работы оборудования, наименование подразделений — владельцев, ответственных за техническое состояние активов, а также подразделений — исполнителей, выполняющих ТО и ремонты, и т.д. Кроме информации по объектам ремонта, в базу 1С:ТОИР были также внесены нормативы (документация, содержащая технологические карты и информацию о периодичности выполнения техобслуживания). 

Интеграция и подключение «Мобильной бригады»

В рамках второго этапа проекта специалисты «Деснол Софт» выполнили настройки типового отраслевого решения 1С:ТОИР для начала ведения учета. Для оценки эффективности старта работы в системе среди прочего настроены отчеты «Выявленные дефекты» и «Выполненные ремонтные работы». А всего в 1С:ТОИР есть более 60 отчетов, которыми НЗТ сможет пользоваться по мере развития автоматизированных процессов.

Система 1С:ТОИР была успешно интегрирована с «1С:Зарплата и управление персоналом» (1С:ЗУП), редакция 3.1 и с «1С:Бухгалтерия предприятия» (1С:БП), редакция 3.0. Помимо этого, реализована интеграция между 1С:ТОИР и АСУ ТП, которая обеспечивает автоматизированную передачу в информационную систему для управления ремонтами данных по наработке оборудования, а также об аварийных остановах. Данные о наработке и состоянии (простоях) оборудования используются при формировании графика ППР.

Кроме того, для удобства работы с 1С:ТОИР специалисты «Деснол Софт» настроили мобильное приложение «Мобильная бригада». Это универсальный инструмент для получения заданий на ремонты и передачи отчетов об их выполнении, регистрации дефектов, учета наработки и контролируемых показателей. «Мобильная бригада» работает в связке с «большой» системой 1С:ТОИР и обменивается с ней данными в режиме онлайн, а также сохраняет данные в режиме оффлайн, чтобы осуществлять автоматическую передачу данных при подключении к интернету.

— Хотел бы отметить, что система 1С:ТОИР позволяет повысить точность и оперативность планирования, а также сократить сроки и затраты на закупку запчастей и выполнение регламентных и внеплановых работ. В системе ведется учет всех работ и трудозатрат по плановым и внеплановым ремонтам. Данное решение упрощает процедуру заказа запчастей. Также в 1С:ТОИР мы можем вести список показателей, которые являются источником данных для расчета эффективности процессов технических и сервисных служб

Владислав Жуков
управляющий директор НЗТ

Индивидуальный подход в обучении: все говорят, а мы делаем

Следующим шагом стало обучение сотрудников НЗТ. Команда консультантов «Деснол Софт» провела тренинги по работе в системе 1С:ТОИР для разных пользователей. Обычно процесс погружения в нюансы работы в 1С:ТОИР строится так: три дня выделяются для очного обучения, за которыми сразу стартует пятидневная поддержка с личным присутствием куратора из «Деснол Софт» на этапе опытно-промышленно эксплуатации. Так как на НЗТ сотрудники работают, в основном, посменно, всех пользователей собрать в единую группу не получалось, и специалисты «Деснол Софт» подошли к обучению индивидуально. Они организовали для сотрудников индивидуальный график и совместили теоретическую и практическую части: в первой половине дня пользователям демонстрировался функционал 1С:ТОИР согласно их роли в системе, а сразу после этого они закрепляли свои знания на практике. Такой подход оказался эффективным, и все сотрудники НЗТ, выделенные для работы в 1С:ТОИР, смогли обучиться новому функционалу.

Проактивный подход: мы не ждем вопросы, а сами их задаем

После завершения двух первых этапов проекта подошло время для опытно-промышленной эксплуатации. На этом этапе происходят запуск и отладка системы в производственных условиях. В нашем случае специалисты «Деснол Софт» применили проактивный подход к опытно-промышленной эксплуатации.

— На этапе опытно-промышленной эксплуатации мы получили желаемый результат: убедились, что все процессы ТОиР жизнеспособны, корректно настроены, а пользователи не испытывают затруднений при самостоятельной работе в системе. Как нам это удалось? Наш секрет — проактивный подход, суть которого проста: консультант «Деснол Софт» не ждет, пока у пользователей возникнут вопросы, а сам инициирует индивидуальные встречи с ними, всегда находится рядом, помогает и корректирует. Совместно с руководителем проекта от Новороссийского зернового терминала мы продумывали и затем применяли различные приемы мотивации сотрудников для повышения эффективности работы в 1С:ТОИР. Кроме того, часто и регулярно проводили статусные совещания, чтобы зафиксировать и отработать отклонения (когда они были). И мы в очередной раз убедились, что наша методика ведения проекта оправдывает себя и помогает заказчику избежать многих рисков

Сергей Рымаренко
руководитель проекта автоматизации ТОиР «Деснол Софт»

Процессы ТОиР под контролем. Какие планы?

По результатам проекта были цифровизованы процессы ТОиР. Процесс поддержки в актуальном состоянии базы данных оборудования, нормативов, истории обслуживания стал проще и прозрачнее. Из системы управления технологическими процессами SCADA выгружаются данные для дальнейшего анализа наработки и аварийных остановок оборудования. Выполненные в смену работы отражаются в системе 1С:ТОИР. Ремонтные работы выгружаются стандартной цепочкой документов (смета — акт). Это позволяет оперативно отображать в базе данных информацию о выполнении ремонтных работ (даты, время, перечень работ, используемые трудозатраты и т.д.). Сократился внутренний документооборот ТОиР на бумажных носителях. Эта задача реализована в рамках процесса управления нарядами и работами.

В ближайшем будущем Новороссийский Зерновой Терминал планирует внедрение «1С:ERP Управление предприятием». Это инновационное и эффективное решение от фирмы «1С» для создания комплексной информационной системы управления предприятием. Продукт позволяет автоматизировать основные бизнес-процессы, контролировать ключевые показатели деятельности предприятия, организовать взаимодействие служб и подразделений, координировать деятельность производственных подразделений, оценивать эффективность деятельности предприятия, отдельных подразделений и персонала.

Совместно с внедрением 1С:ERP планируется и завершение второй фазы проекта автоматизации управления ремонтами, а именно, внедрение блока МТО (материально-технического обеспечения) в 1С:ТОИР. Таким образом у эксплуатационных служб предприятия появится возможность составлять план ремонтных работ, формировать реалистичный бюджет на запчасти и материалы, хранить требуемое количество ТМЦ на складе и при этом не раздувать запасы, а также корректно отражать списание.

nzt.jpg Фото из архива НЗТ

Поделиться: