Как Иркутская нефтяная компания на треть увеличила КТГ и сэкономила 40% бюджета на закупках оборудования, решив проблему простоев с помощью системы 1С:ТОИР

«За 2 года использования 1С:ТОИР в Иркутской нефтяной компании КТГ* насосного оборудования вырос с 65% до 98%, КТГ компрессорного оборудования — с 45% до 99%. Это означает, что мы практически решили проблему простоев. Кроме того, анализ статистики, получаемой из системы, не дал раздуть плановый бюджет на закупки оборудования — экономия составила 40%». — рассказывает главный механик ИНК Василий Воронин. Повышение эффективности процессов — то, ради чего мы в «Деснол Софт» реализуем проекты цифровизации на предприятиях.

Как Иркутская нефтяная компания на треть увеличила КТГ и сэкономила 40% бюджета на закупках оборудования, решив проблему простоев с помощью системы 1С:ТОИР

* КТГ — коэффициент технической готовности (показывает, какую часть времени в течение заданного промежутка оборудование технически готово к эксплуатации).

О проекте автоматизации ТОиР

В конце 2014 года один из крупнейших независимых производителей углеводородного сырья в России начал осваивать систему управления материальными фондами 1С:ТОИР. Вдумчивая и последовательная работа принесла результаты: за 2 года Иркутская нефтяная компания достигла экономического эффекта, который превышает средний прогнозируемый показатель.

За счет чего был получен такой эффект? С 2014 по 2016 год ИНК провела проект внедрения IT-системы для оптимизации процессов ремонта и обслуживания оборудования 1С:ТОИР в сотрудничестве с «Деснол Софт» — разработчиком решения. В настоящее время система продолжает развиваться, наращивая функциональность и масштаб.

Как зрелая система класса EAM (Enterprise Asset Management) 1С:ТОИР может дать компании согласованное управление всеми основными материальными активами, техническим обслуживанием и ремонтами (ТОиР), материально-техническим обеспечением (МТО), складскими запасами, а также финансами, персоналом и документами (в области ТОиР). Бизнес-миссия системы — гарантировать прозрачность плановых и фактических затрат: вы не только видите, где можете сэкономить, вы понимаете, как сделать расходы минимально достаточными, не теряя производительности

Алексей Гришанов
руководитель направления 1С:ТОИР в компании «Деснол Софт»

Проект внедрения «1С:ТОИР» в ИНК строился по следующей схеме:

  • Обследование и разработка технического задания
  • Создание базы данных оборудования и нормативов (паспортизация): для пилотной зоны (УПН — установки подготовки нефти) и объектов, предусмотренных для тиражирования
  • Адаптация типового функционала 1С:ТОИР под бизнес-процессы заказчика
  • Опытно-промышленная эксплуатация на пилотном объекте
  • Расширение функциональности системы 1С:ТОИР под требования бизнес-заказчика
  • Расширение базы данных оборудования
  • Тиражирование решения
  • Ввод 1С:ТОИР в промышленную эксплуатацию

Паспортизация как фундамент управления активами

На момент внедрения в ИНК было свыше 30 производственных объектов и более 24 основных видов оборудования: механическое, энергетическое, КИПиА и АСУ ТП. Предстояло перевести в систему информацию об оборудовании, хранившуюся на разнородных носителях. На отдельных производствах учет велся в таблицах, использовались MS Word и записи от руки. Нужно было стандартизировать огромный объем данных, созданных сотрудниками с разным уровнем инженерной подготовки и компьютерной грамотности — мастеров установок, механиков, энергетиков, инженеров по КИПиА и др.

Процесс нормализации данных на старте проекта исключительно важен. Без этого мы не смогли бы двинуться дальше. Паспортизация — фундамент результативного управления в дальнейшем, ее результатом должен быть свод точной информации о том, чем владеет компания. Поэтому мы привлекли внештатного специалиста по обработке и консолидации данных, который в силу опыта видел задачу в перспективе, на несколько этапов вперед, и помог нам избежать серьезных ошибок на старте

Наталья Маркевич
ведущий специалист по ТОиР Иркутской нефтяной компании

Сбор информации по первым 10 тысячам единиц оборудования занял 3 месяца. В результате из внутреннего оборота компании была удалена масса разрозненных бумажных и электронных документов. Очищенные данные внесли в шаблон Excel, затем пакетной загрузкой ввели их в систему 1С:ТОИР. В сумме за 4 года (2014–2018) в систему внесены почти 42 000 единиц оборудования.

ink.jpg

Сложная иерархия с простым управлением

Формирование базы оборудования не исчерпывается паспортизацией (оцифровкой технических паспортов), главная задача — построение иерархической структуры объектов ремонта. На нее опираются все процессы в системе 1С:ТОИР. Сортировка и выстраивание соподчинений объектов ремонта в базе длились около 3 месяцев, в целом формирование базы объектов ремонта и базы нормативов на пилотном участке производства заняло около 8 месяцев.

Создание логики иерархии оборудования внутри информационной базы — нетривиальная задача. Стратегия технического обслуживания различных видов оборудования зачастую разная и создать единый подход не всегда получается. Но сейчас понятно, что затраты сил и времени на правильную организацию базы полностью себя оправдывают — от качества данных напрямую зависит будущая отдача системы, ее эффективность. Главный совет, который мы можем дать: над иерархией нужно очень серьезно думать и тщательно привязывать ее к той методологии, которую вы используете

Василий Воронин
главный механик Иркутской нефтяной компании

Сейчас в базе данных 1С:ТОИР, используемой в ИНК, предусмотрены два вида иерархии: по технологической позиции и по типу оборудования. На всех уровнях иерархической структуры в электронные паспорта оборудования можно прикреплять любые документы, касающиеся того или иного объекта ремонта. Например, к объекту нефтяной установки можно приложить и технологическую схему установки в целом, и технологическую схему включения конкретного сосуда на конкретной производственной площадке. Отсканированные паспорта оборудования, сертификаты соответствия, другая разрешительная документация — все хранится в системе и быстро извлекается при необходимости.

«1С:ТОИР» помогает нам проходить плановые проверки. Раньше потребовалось бы отсканировать огромный объем бумажных документов (их количество измеряется килограммами), отвлечь для этого персонал на всех объектах, оснастить все подразделения многофункциональными принтерами — это колоссальный расход времени и ресурсов. Сейчас мы выводим на бумагу любые документы из системы централизованно с помощью механизма пакетной печати

Наталья Маркевич
ведущий специалист по ТОиР Иркутской нефтяной компании

Предупрежден — значит вооружен

Как предприятие добывающей отрасли, ИНК несет повышенную ответственность за эффективное управление рисками в области охраны труда, промышленной экологической безопасности. В связи с этим в компании введена интегрированная система менеджмента в сфере экологической безопасности и безопасности труда и охраны здоровья. Также принята и действует «Техническая политика в области обеспечения надежности производственных процессов». Предупреждение несчастных случаев, аварий и готовность к локализации их последствий для ИНК — базовая необходимость. Весь материальный фонд компании делится на 4 уровня безопасности, для каждого уровня существует свой регламент расследования.

Что может дать система управления техобслуживанием и ремонтами оборудования для снижения рисков? Функционал для повышения надежности. 1С:ТОИР был адаптирован для расследования отказов с учетом классификации оборудования по безопасности.

В рамках политики безопасности мы приняли понятие «категоризация оборудования». Категории отражают разную степень влияния сбоев: а) на финансовые потери, б) на экологию, в) на репутацию компании. Мы разработали методологию оценки этого влияния и присвоили категории всем материальным активам. Это позволяет расставить приоритеты ремонтных работ и назначать административный уровень расследования отказов

Василий Воронин
главный механик Иркутской нефтяной компании

Основанная на матрице оценки рисков, категоризация облегчает планирование в краткосрочной перспективе, на месяц или квартал. В ситуации, меняющей обычный ход вещей или ограничивающей ресурсы — от внепланового ремонта до изменения законодательства, — выбор приоритета помогает выстроить очередность работ: что нужно сделать безотлагательно, а что можно перенести на следующий период с минимальными рисками.

Накопление и анализ статистики сбоев в 1С:ТОИР также помогает принять долгосрочные решения, связанные с надежностью оборудования. Сбой недостаточно устранить, нужно понять, как не допустить его впредь.

ink_02.jpg

Ремонтировать или заменить? Изменить!

Перед руководителем компании всегда стоит вопрос: «Что рациональнее — ремонтировать или заменить?» Повторяющиеся проблемы с одним и тем же оборудованием — повод к тому, чтобы поменять конструкцию, материалы, выбрать другую модель или поставщика. В этом случае 1С:ТОИР дает основу для общения с производителями оборудования и, как следствие, его улучшения для всех предприятий отрасли.

Мы столкнулись с частыми отказами торцевых уплотнителей в насосах. Наша нефть соленая, и содержание соли в ней неравномерное, нестабильное. И по статистике отказов в 1С:ТОИР мы видели, что уплотнители выходили из строя раньше, чем заканчивался нормативный межремонтный период. Это значит, что нам раз за разом приходилось останавливать насос и вмешиваться в его работу. Мы решили, что нужно разработать новый торец, поставили такую задачу заводу-производителю насосного оборудования: сделайте торец, к которому мы не будем подходить для ремонтов минимум год. Сейчас эта задача выполняется. Удобство 1С:ТОИР в том, что подобные решения принимаются обоснованно, с опорой на точные данные в истории оборудования. И к ним имеют доступ все, кто принимает участие в принятии решений

Василий Воронин
главный механик Иркутской нефтяной компании
ИНК_энергетика вышки.jpg

Скрытые резервы

Долговременное партнерство предприятия с компанией-разработчиком IT-решения дает качественный результат для обеих сторон — совместно выявляются скрытые резервы того или иного решения, потребности бизнеса совершенствуют программные продукты.

Мы поняли, что расследование отказов оборудования — очень мощный статистический инструмент для управления надежностью. И поняли, что его можно и нужно развивать. В связи с этим «Деснол Софт» разработал для нас дополнительный функционал для регистрации отказов и формирования акта технического расследования. Регистрация отказов — один из первых внедренных блоков, он не зависит от нормативов, планирования и полноты базы данных, но позволяет сразу накапливать статистику

Василий Воронин
главный механик Иркутской нефтяной компании

Функционал «подтягивает» из системы весь объем информации по объекту ремонта: его локализацию, место в иерархии (подчиненность), ключевые параметры, данные по предыдущим осмотрам и ремонтам. Система запускает отсчет времени простоя. Регистрируя поломку, сотрудник использует специально созданный классификатор отказов по видам оборудования — последовательно отвечая на вопросы. Таким образом все необходимые данные для технического расследования (вид отказа, вид дефекта, причина дефекта, корневая причина) собираются оперативно, не нужно описывать каждый случай отдельно. К акту могут быть приложены любые схемы и пояснительные документы

Обучение как всеобщая вовлеченность

Сегодня в 1С:ТОИР работают около 600 сотрудников ИНК, из них 62 куратора. Кураторы отвечают за иерархию базы данных оборудования, согласование документов и ведение справочников (виды дефектов, виду отказов и другие). Пользователей с высокой активностью — около 100 за одну вахту, остальные обращаются к системе периодически. Обучение сотрудников работе с системой происходило в несколько этапов: на стадии ввода системы в опытную эксплуатацию обучались сотрудники пилотного участка, при вводе в промышленную эксплуатацию — все пользователи, в ходе появления нового функционала обучение проводилось дополнительно.

Эта фаза проекта может оказаться сложной, если персонал не готов воспринимать обучение как необходимость. Причинами могут быть высокая загруженность основной деятельностью, непривычный формат работы и в целом непонимание, зачем предприятию нужно программное обеспечение. Сознавая это, команда «Деснол Софт» практикует экологичные методы обучения: в работу с начала проекта вовлекаются руководители среднего звена, специалисты непосредственно участвуют в организации оперативных совещаний и анализе отчетов из 1С:ТОИР, оказывают помощь сотрудникам любого уровня в подготовке к совещаниям у руководства. Таким образом вырабатываются навыки работы с системой. В то же время учитывается, что наиболее часто и широко используемый функционал должен быть максимально упрощенным и удобным для пользователя, иметь больше предопределенных настроек.

ИНК_нефтедобыча.jpg

Интеграции

В ходе проекта система управления ремонтами была интегрирована в структуру управления предприятием. Специалисты «Деснол Софт» объединили 1С:ТОИР с «1С:Предприятие 8. MDM Управление нормативно-справочной информацией», «1С:Предприятие 8. МТО Материально-техническое обеспечение», «1С:Бухгалтерия 8 ПРОФ» и внутренним порталом компании.

Интеграцию с большинством систем мы провели только на втором году использования системы. И считаем это разумным решением. Сначала стоит отладить непосредственный функционал процессов ТОиР — ведение базы данных оборудования, планирование и учет работ. Когда это уверенно заработает, можно двигаться дальше. Сейчас мы уже легко делаем в системе все необходимое, все процессы освоены. Плюс мы расширяем функционал системы с момента его освоения в 2016 году, например, вместе с «Деснол Софт» совершенствуем механизмы планирования

Наталья Маркевич
ведущий специалист по ТОиР Иркутской нефтяной компании

Ввод IT-системы в промышленную эксплуатацию не ставит точку в проекте автоматизации. Качественный софт развивается вместе с бизнесом, не только совершенствуя внутренние процессы компаний и работая на прибыль, но постепенно трансформируя целые отрасли экономики, устанавливая новые стандарты продуктивности.

О том, как развивается система 1С:ТОИР в ИНК сегодня, читайте наш кейс о том, как в 2020 году в Иркутской нефтяной компании организовали мобильные чек-листы обходов на месторождениях для повышения контроля качества критичного оборудования.

Источник фото: пресс-центр ИНК.

Поделиться: