ПАО НК «РуссНефть» входит в топ-10 крупнейших нефтяных компаний по объемам добычи нефти в России.
Компания обладает сбалансированным портфелем активов в ключевых нефтегазоносных регионах страны — Западной Сибири, Волго-Уральском регионе и Центральной Сибири, а также в Азербайджане. Совокупный объем доказанных и вероятных запасов 2P (Proved + Probable Reserves) «РуссНефти» по данным международной некоммерческой профессиональной организации нефтяников SPE превышает 200 млн. тонн.
В компании сегодня работают около 10 000 человек. Основные направления деятельности: добыча, переработка и реализация природного газа, газоэнергетика.
Отрасль: топливно-энергетический комплекс
Название:
Cоздание и внедрение единой учетной системы ПАО НК «Русснефть»
В 2018 году ПАО НК «РуссНефть» повысила операционную эффективность менеджмента, полностью обновив корпоративную учетную систему. Потребность в создании единого, достоверного и содержательного информационного пространства была вызвана изменением структуры компании на многоуровневую, территориально распределенную.
В качестве основы для решения выбран программный продукт «1С:Управление холдингом», на его основе в короткий срок (менее 6 месяцев) специалистами «Деснол Софт» создано IT-решение, отвечающее обновленной бизнес-структуре ПАО НК «РуссНефть», подходящее для тиражирования и последующего развития. Решение учитывает особенности бизнес-процессов в компании, поддерживает единство методологии учета, а также обеспечивает возможности централизованного мониторинга и контроля.
По итогам 2018 года проект номинирован как один из лучших проектов в области управления ремонтами (EAM) на конкурс «Проект года 1С».
Статус проекта:
завершен в январе 2019 года
1С:Управление холдингом
1С:Зарплата и управление персоналом КОРП
1С:Предприятие 8. Управление Автотранспортом. ПРОФ
470
рабочих мест
В рамках повышения операционной эффективности менеджментом ПАО НК «РуссНефть» было принято решение о замене существующей корпоративной информационной системы на базе «1С:Управление корпоративными финансами», которая больше не отвечала текущим бизнес-требованиям. В частности, «1С:Управление корпоративными финансами» не позволяла обеспечить ведение бухгалтерского и налогового учета при изменении организационной структуры компании на многоуровневую, территориально распределенную.
В качестве основы для нового решения был выбран программный продукт «1С:Управление холдингом», который в максимальной степени соответствует перспективной бизнес-модели ПАО НК «РуссНефть». Что же это за модель? В результате изменения оргструктуры компания и 6 дочерних зависимых обществ (ДЗО) — ОАО «НАК Аки-Отыр», ООО «Томская нефть», ОАО «МПК Аганнефтегазгеология», ОАО «Саратовнефтегаз», ОАО «Варьеганнефть», ОАО «Ульяновскнефть» — были преобразованы в холдинг с головной компанией и обособленными структурными подразделениями (филиалами). В филиалы были переведены производственные активы ДЗО, которые теперь стали выполнять роль производственных единиц, осуществляющих разведку и разработку месторождений нефти и газа.
Реорганизация происходила параллельно со стартом проекта. Предстояло в короткий срок создать современное IT-решение, отвечающее новой структуре компании, адаптивное для масштабирования и последующего развития. Решение должно было учитывать особенности бизнес-процессов дочерних зависимых обществ (ДЗО) и компании, поддерживать единство методологии управления и учета, а также обеспечивать возможности мониторинга и контроля.
Методологом разработки решения выступила консалтинговая компания «ПАКК», интегратором — «Деснол Софт». Проект начался в июле 2017 года. Новую единую учетную систему в части ведения регламентированного учета и отчетности, казначейства, и зарплаты и кадров необходимо было запустить в январе 2018-го.
Комплексная интегрированная система должна обеспечить отказ от «лоскутной» автоматизации и «оцифровать» следующие функции: регламентированный учет, управление кадрами, управление платежами, получение информации для формирования отчетности по МСФО, бюджетирование, управление НСИ, управление автотранспортом, общественное питание.
Новая ЕУС призвана:
Внедрение по Agile
Чтобы добиться практического результата в сжатые сроки, были применены технологии гибкого управления проектами Agile, в основе которых лежат принципы:
Управление проектом
Формирование методологических требований к системе, проектирование и разработка решения велись практически параллельно. Функционал системы разрабатывался итеративно, в порядке установленных приоритетов. До минимума были сокращены процедуры предварительного согласования проектных документов, использовались инструменты вовлечения компании-заказчика в процесс выработки решений и их тестирования. Для ключевых пользователей команда внедрения проводила демонстрацию функционала и направляла им оповещения о дополнениях в системе по мере ее пополнения.
Все изменения — под контролем
При разработке применялись инженерные практики Continuous integration, Code Review, которые позволили повысить скорость взаимодействия команды разработки, состоявшей из более чем 20 программистов. Все принятые решения тщательно документировались, в ходе проекта в документацию вносились необходимые изменения. Это позволило к заверению проекта иметь актуальную исчерпывающую документацию по внедренной системе начиная от проектных и технических решений до пользовательских инструкций.
Отказ от параллельного ведения учета в «исторической» системе
Сознательный отказ от параллельного ведения учета в «исторической» системе потребовал выстраивания точной и быстрой работы с командой внедрения (методологами и программистами), но помогло преодолеть боязнь изменений и снизить нагрузку на персонал. Такой подход, а также гибкое управление IT-проектами не применялось в «РуссНефти» раньше, компания пошла на определенный риск, и он себя оправдал. По итогам закрытия первого квартала 2018 года заказчик выразил уверенность, что выбранный вариант решения и методика ведения проекта результативны и реализация движется в нужном направлении.
Обучение пользователей и инструкции
Последовательному внедрению отвечал и подход к обучению 470 пользователей системы: сотрудников бухгалтерии и казначейства, руководителей ЦФО, сотрудников департамента экономики и бюджетирования, сотрудников налогового департамента и коммерческого отдела — они осваивали систему на рабочем месте, решая реальные задачи и пользуясь специально выделенным телефоном поддержки и сервисом обработки обращений. Освоение системы шло эффективно, поскольку каждый пользователь получал практическое обучение на своем участке и мог задать вопросы разработчику напрямую. Это было удобно и для сотрудников филиала в Ханты-Мансийске, которые освоили систему одновременно с персоналом головной компании в Москве.
Запуск в эксплуатацию
Спустя 6 месяцев после начала проекта единая учетная система была введена в опытную эксплуатацию. С этого момента работа в ранее использовавшейся системе «1С:Управление корпоративными финансами» прекращена.
Диагностика существующих бизнес-процессов
Разработка методологических принципов и подходов, модели учетных процессов
Разработка дизайн-проекта новой системы
Формализация требований и проектирование функциональных подсистем
Доработка и внедрение функционала «1С:Управление холдингом»
Доработка и внедрение функционала «1С:Зарплата и учет персонала КОРП»
Подготовительные работы к запуску системы, включая перенос начальных данных, настройку системы, настройку разграничения прав и доступа, интеграцию со смежными системами, обучение пользователей
Развертывание сервиса поддержки пользователей
Пилотный проект проходил в головном офисе ПАО НК «РуссНефть» в Москве и в дочернем независимом обществе ООО «НИК Аки-Одыр» (сейчас — филиал в Ханты-Мансийске). В результате пилотного проекта автоматизировано 470 рабочих мест — это вдвое больше, чем было перед стартом проекта.
Осуществлен переход с решения «1С:Управление корпоративными финансами» на решение «1С:Управление холдингом». В качестве базовых программных продуктов внедрены продукты «1С:Управление холдингом», «1С:Зарплата и управление персоналом» и «1С:Предприятие 8. Управление Автотранспортом. ПРОФ». Настроена интеграция с системами электронного документооборота и электронного архива, бюджетирования и МСФО, системами коммерческого учета для выгрузки данных на Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу.
В результате запланированного масштабирования и подключения всех ДЗО как филиалов количество автоматизированных рабочих вырастет еще в 2–3 раза.
Создано единое информационное пространство для новой бизнес-модели компании: учетная система обеспечивает ведение учетных процессов, ведение кадрового учета, расчета заработной платы в разрезе сложной территориально-распределенной структуры юридического лица.
Система обеспечивает формирование регламентной отчетности, получение данных и подготовку учетной информации для различных целей, в том числе для корпоративного налогообложения (КИК).
Система является источником данных для подготовки консолидированной отчетности по МСФО.
Система позволяет оперативно получать фактические данные для планирования и бюджетирования.
Автоматизированы функции планирования и исполнения платежей, в том числе с использованием механизмов лимитирования, реализованы процедуры согласования и контроля платежей в головной компании и филиале.
С нуля создан платежный календарь как инструмент моделирования и прогнозирования денежных потоков, поскольку типовое решение не обеспечивало всех необходимых процессов управления денежными средствами компании-заказчика.
Автоматизированы функции управления продажами, МТО в части складского учета, управление автотранспортом.
Обеспечена интеграция с системами документооборота и электронного архива.
Функционирует система управления нормативно-справочной информацией (НСИ)
Система готова к тиражированию силами штатных IT-специалистов компании-заказчика.