ПАО НК «РуссНефть»

ПАО НК «РуссНефть»

Кратко о компании

ПАО НК «РуссНефть» входит в топ-10 крупнейших нефтяных компаний по объемам добычи нефти в России.

Компания обладает сбалансированным портфелем активов в ключевых нефтегазоносных регионах страны — Западной Сибири, Волго-Уральском регионе и Центральной Сибири, а также в Азербайджане. Совокупный объем доказанных и вероятных запасов 2P (Proved + Probable Reserves) «РуссНефти» по данным международной некоммерческой профессиональной организации нефтяников SPE превышает 200 млн. тонн.

В компании сегодня работают около 10 000 человек. Основные направления деятельности: добыча, переработка и реализация природного газа, газоэнергетика.

Отрасль: топливно-энергетический комплекс


Кратко о проекте

В 2018 году ПАО НК «РуссНефть» повысила операционную эффективность менеджмента, полностью обновив корпоративную учетную систему. Потребность в создании единого, достоверного и содержательного информационного пространства была вызвана изменением структуры компании на многоуровневую, территориально распределенную.

В качестве основы для решения выбран программный продукт «1С:Управление холдингом», на его основе в короткий срок (менее 6 месяцев) специалистами «Деснол Софт» создано IT-решение, отвечающее обновленной бизнес-структуре ПАО НК «РуссНефть», подходящее для тиражирования и последующего развития. Решение учитывает особенности бизнес-процессов в компании, поддерживает единство методологии учета, а также обеспечивает возможности централизованного мониторинга и контроля.

По итогам 2018 года проект номинирован как один из лучших проектов в области управления ремонтами (EAM) на конкурс «Проект года 1С».


Награды

Решение

1С:Управление холдингом

Решение

1С:Зарплата и управление персоналом КОРП

Решение

1С:Предприятие 8. Управление Автотранспортом. ПРОФ

Автоматизировано

470

рабочих мест


Одной из наиболее важных особенностей проекта был сознательный отказ от параллельного ведения учета в «исторической» системе. Это потребовало выстраивания точной и быстрой работы с командой методологов и программистов. Подобный подход, а также гибкое управление проектами не применялось в нашей компании раньше, мы пошли на определенный риск, и он себя оправдал. По результатам закрытия первого квартала 2018 года мы были уже полностью уверены в том, что идем в правильном направлении

Деснол_РуссНефть_1СУХ.pdf

application/pdf, 2.11MB

Скачать Скачать

Предыстория проекта

В рамках повышения операционной эффективности менеджментом ПАО НК «РуссНефть» было принято решение о замене существующей корпоративной информационной системы на базе «1С:Управление корпоративными финансами», которая больше не отвечала текущим бизнес-требованиям. В частности, «1С:Управление корпоративными финансами» не позволяла обеспечить ведение бухгалтерского и налогового учета при изменении организационной структуры компании на многоуровневую, территориально распределенную.

В качестве основы для нового решения был выбран программный продукт «1С:Управление холдингом», который в максимальной степени соответствует перспективной бизнес-модели ПАО НК «РуссНефть». Что же это за модель? В результате изменения оргструктуры компания и 6 дочерних зависимых обществ (ДЗО) — ОАО «НАК Аки-Отыр», ООО «Томская нефть», ОАО «МПК Аганнефтегазгеология», ОАО «Саратовнефтегаз», ОАО «Варьеганнефть», ОАО «Ульяновскнефть» — были преобразованы в холдинг с головной компанией и обособленными структурными подразделениями (филиалами). В филиалы были переведены производственные активы ДЗО, которые теперь стали выполнять роль производственных единиц, осуществляющих разведку и разработку месторождений нефти и газа.

Реорганизация происходила параллельно со стартом проекта. Предстояло в короткий срок создать современное IT-решение, отвечающее новой структуре компании, адаптивное для масштабирования и последующего развития. Решение должно было учитывать особенности бизнес-процессов дочерних зависимых обществ (ДЗО) и компании, поддерживать единство методологии управления и учета, а также обеспечивать возможности мониторинга и контроля.

Методологом разработки решения выступила консалтинговая компания «ПАКК», интегратором — «Деснол Софт». Проект начался в июле 2017 года. Новую единую учетную систему в части ведения регламентированного учета и отчетности, казначейства, и зарплаты и кадров необходимо было запустить в январе 2018-го.

gallery
gallery
gallery
gallery

Цели и задачи проекта

Комплексная интегрированная система должна обеспечить отказ от «лоскутной» автоматизации и «оцифровать» следующие функции: регламентированный учет, управление кадрами, управление платежами, получение информации для формирования отчетности по МСФО, бюджетирование, управление НСИ, управление автотранспортом, общественное питание.

Новая ЕУС призвана:

Объединить все направления бизнеса ПАО НК «РуссНефть»

Поддерживать единство методологии учета в головной компании и филиалах

Обеспечивать возможность централизованного мониторинга и контроля

Обеспечить возможность распространения нового IT-решения на всю бизнес-структуру компании

Используя элементы экстремального программирования, мы работали очень динамично, делая 3–4 релиза в день. Выявление ошибок на ходу и систематическая инспекция исходного кода помогает избежать ситуации, в которой ошибки, не замеченные на ранней стадии разработки, проявляются в финале и задерживают релиз на неопределенный срок. В нашем случае Continuous Integration и Code Review обеспечили оптимально короткий путь к результату

Этапы внедрения

Внедрение по Agile

Чтобы добиться практического результата в сжатые сроки, были применены технологии гибкого управления проектами Agile, в основе которых лежат принципы:

  • сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта;
  • готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану;
  • работающий продукт важнее исчерпывающей документации.

Управление проектом

Формирование методологических требований к системе, проектирование и разработка решения велись практически параллельно. Функционал системы разрабатывался итеративно, в порядке установленных приоритетов. До минимума были сокращены процедуры предварительного согласования проектных документов, использовались инструменты вовлечения компании-заказчика в процесс выработки решений и их тестирования. Для ключевых пользователей команда внедрения проводила демонстрацию функционала и направляла им оповещения о дополнениях в системе по мере ее пополнения.

Все изменения — под контролем

При разработке применялись инженерные практики Continuous integration, Code Review, которые позволили повысить скорость взаимодействия команды разработки, состоявшей из более чем 20 программистов. Все принятые решения тщательно документировались, в ходе проекта в документацию вносились необходимые изменения. Это позволило к заверению проекта иметь актуальную исчерпывающую документацию по внедренной системе начиная от проектных и технических решений до пользовательских инструкций.

Отказ от параллельного ведения учета в «исторической» системе

Сознательный отказ от параллельного ведения учета в «исторической» системе потребовал выстраивания точной и быстрой работы с командой внедрения (методологами и программистами), но помогло преодолеть боязнь изменений и снизить нагрузку на персонал. Такой подход, а также гибкое управление IT-проектами не применялось в «РуссНефти» раньше, компания пошла на определенный риск, и он себя оправдал. По итогам закрытия первого квартала 2018 года заказчик выразил уверенность, что выбранный вариант решения и методика ведения проекта результативны и реализация движется в нужном направлении.

Обучение пользователей и инструкции

Последовательному внедрению отвечал и подход к обучению 470 пользователей системы: сотрудников бухгалтерии и казначейства, руководителей ЦФО, сотрудников департамента экономики и бюджетирования, сотрудников налогового департамента и коммерческого отдела — они осваивали систему на рабочем месте, решая реальные задачи и пользуясь специально выделенным телефоном поддержки и сервисом обработки обращений. Освоение системы шло эффективно, поскольку каждый пользователь получал практическое обучение на своем участке и мог задать вопросы разработчику напрямую. Это было удобно и для сотрудников филиала в Ханты-Мансийске, которые освоили систему одновременно с персоналом головной компании в Москве.

Запуск в эксплуатацию

Спустя 6 месяцев после начала проекта единая учетная система была введена в опытную эксплуатацию. С этого момента работа в ранее использовавшейся системе «1С:Управление корпоративными финансами» прекращена.

1

Диагностика существующих бизнес-процессов

2

Разработка методологических принципов и подходов, модели учетных процессов

3

Разработка дизайн-проекта новой системы

4

Формализация требований и проектирование функциональных подсистем

5

Доработка и внедрение функционала «1С:Управление холдингом»

6

Доработка и внедрение функционала «1С:Зарплата и учет персонала КОРП»

7

Подготовительные работы к запуску системы, включая перенос начальных данных, настройку системы, настройку разграничения прав и доступа, интеграцию со смежными системами, обучение пользователей

8

Развертывание сервиса поддержки пользователей

Экономический эффект

15%
Сокращение трудозатрат в подразделениях
15%
Ускорение получения управленческой отчетности
10%
Ускорение получения регламентированной отчетности
7%
Сокращение операционных и административных расходов

Результаты проекта

Пилотный проект проходил в головном офисе ПАО НК «РуссНефть» в Москве и в дочернем независимом обществе ООО «НИК Аки-Одыр» (сейчас — филиал в Ханты-Мансийске). В результате пилотного проекта автоматизировано 470 рабочих мест — это вдвое больше, чем было перед стартом проекта.

Осуществлен переход с решения «1С:Управление корпоративными финансами» на решение «1С:Управление холдингом». В качестве базовых программных продуктов внедрены продукты «1С:Управление холдингом», «1С:Зарплата и управление персоналом» и «1С:Предприятие 8. Управление Автотранспортом. ПРОФ». Настроена интеграция с системами электронного документооборота и электронного архива, бюджетирования и МСФО, системами коммерческого учета для выгрузки данных на Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу.

В результате запланированного масштабирования и подключения всех ДЗО как филиалов количество автоматизированных рабочих вырастет еще в 2–3 раза.

features

Единое информационное пространство

Создано единое информационное пространство для новой бизнес-модели компании: учетная система обеспечивает ведение учетных процессов, ведение кадрового учета, расчета заработной платы в разрезе сложной территориально-распределенной структуры юридического лица.

features

Формирование регламентной отчетности

Система обеспечивает формирование регламентной отчетности, получение данных и подготовку учетной информации для различных целей, в том числе для корпоративного налогообложения (КИК).

features

Отчетность по МСФО

Система является источником данных для подготовки консолидированной отчетности по МСФО.

features

Получение данных для планирования

Система позволяет оперативно получать фактические данные для планирования и бюджетирования.

features

Планирование и исполнение платежей

Автоматизированы функции планирования и исполнения платежей, в том числе с использованием механизмов лимитирования, реализованы процедуры согласования и контроля платежей в головной компании и филиале.

features

Инструмент моделирования и прогнозирования денежных потоков

С нуля создан платежный календарь как инструмент моделирования и прогнозирования денежных потоков, поскольку типовое решение не обеспечивало всех необходимых процессов управления денежными средствами компании-заказчика.

features

Управление продажами, МТО, автотранспортом

Автоматизированы функции управления продажами, МТО в части складского учета, управление автотранспортом.

features

Настройка интеграции

Обеспечена интеграция с системами документооборота и электронного архива.

features

Управление нормативно-справочной информацией (НСИ)

Функционирует система управления нормативно-справочной информацией (НСИ)

features

Тиражирование системы

Система готова к тиражированию силами штатных IT-специалистов компании-заказчика.

Новая единая учетная система ПАО НК «РуссНефть» уникальна. Мы использовали базовые программные продукты и сделали около 150 специальных доработок. Например, разработаны механизмы учета комплектов основных средств с привязкой к земельным участкам и месторождениям. Мы выстроили механизм автоматического расчета регулярных платежей за пользование недрами и заполнения регламентированной отчетности по этим платежам. Мы автоматизировали инструменты хранения норм выдачи специальной одежды и средств индивидуальной защиты для сотрудников компании, работающих на производстве. Система позволяет учитывать спецодежду по размерам и «помнит» другие важные антропологические параметры. И так далее. В итоге возможности системы не только поддерживают нормы законодательства, но также отвечают специфическим отраслевым потребностям компании и ее структурным особенностям